Как привить малышу любовь к чтению

С чего начинается чтение... 

И правда с чего? С картинки в букваре? 
Чаще всего этот вопрос родители задают себе, непосредственно готовясь обучать чадо чтению или записывая его на подготовительные курсы к школе. 

На самом деле, чтение – это одно из звеньев очень длинной цепочки, и первое звено закладывается уже в самый первый день. Ведь прежде чем научиться узнавать буквы и складывать их в слова, ребенку нужно накопить немалый лексический багаж, чтобы потом, встретив слово в книге, он понимал, что означает сочетание этих нескольких букв. А чтобы такой чемоданчик слов был как можно больше, с ребенком нужно очень много разговаривать. Вроде все просто и всем известно, но попробуйте вспомнить, о чем вы говорили сегодня со своим малышом (особенно если он еще совсем мал). Вот несколько цифр для наглядности:
В целом к трем годам ребенок прободрствовал около 15 тысяч часов! Сколько из них вы посвятили общению – не обязательно серьезным занятиям по развитию речи, а пусть даже болтовне о пустяках?
В среднем малыш к этому возрасту услышал 20 миллионов обращенных к нему слов. Дети, растущие в семьях с разговорчивыми родителями, имели возможность услышать аж 35 миллионов слов, а трехлетки с несловоохотливыми родителями меньше десяти миллионов. А сколько родители дали, столько ребенок и получил: средний трехлетка знает около 700 слов, словоохотливый – 1100, а дитя родителей-молчунов только 500!
Чувствуете разницу? Никакой воспитатель в саду не успеет выговорить вашему чаду то, на что вы не нашли время или желания в первые три года его жизни.

Что же делать с самого начала, чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем с чтением?
1. По мнению профессора Тодда Рисли, главное – говорить с ребенком, и говорить очень много!
Не обязательно философствовать, просто комментировать все свои действия: « Сейчас мама будет готовить суп, что бы приготовить? Суп-пюре или лучше борщ? Давай посмотрим, что у нас есть в холодильнике. Свеклы нет, зато есть брокколи. Значит, будем готовить суп-пюре, и к нему я поджарю гренки». Можно, конечно, просто сказать: «Уже обед, вот ешь суп». Но это будет «разговор по делу», и ребенок, копируя ваше поведение, и сам вырастет с мыслью, что говорить надо только по делу, то есть мало.
2. Не стоит возлагать большие надежды на аудио и видеоматериалы, особенно в первые года полтора – ребенку нужно видеть вашу реакцию и отношение к происходящему, так он учиться понимать не только слова, но и эмоции, которые они вызывают. Он прочитывает движение ваших губ и учится правильно произносить слова. А это еще одна важная часть при подготовке к чтению и письму – произнося слово неправильно, ребенок не сможет правильно его написать.
3. Читаем вместе. По данным исследований, в США лишь 30% семей детям до пяти лет ежедневно читают книги! Мы, конечно, когда-то были самой читающей нацией в мире, но с тех пор читать мы стали блоги, ленты друзей, он-лайн газеты и электронные книги. Не спешите погружать ребенка в мир высоких технологий – листать картонные книги с крупными картинками можно начинать очень рано.
4. Ответственно отнеситесь к выбору первой библиотеки малыша – подумайте, удобно ли вам будет держать такую книгу в руках, сможет ли ребенок переворачивать страницы, нет ли деталей, которые могут открепиться, насколько удачны картинки (иногда я впадаю в ступор и не могу понять, какое животное хотел нарисовать художник). Ну и конечно – текст. Пусть это будет тот самый «великий и могучий русский язык», а не вирши вроде «обезьяна Олечка вертит голой попочкой». Обычно в первую библиотеку малыша попадают книги с картинами животных, окружающих предметов, игрушек, геометрических фигур, цветов. Очень хороши книги с коротким текстом и необычными иллюстрациями – например, книги Эрика Карла («Очень голодная гусеница», «Снежный сон», «Грубиянка в крапинку»), хороши и первые сказки («Репка», «Теремок», «Колобок») – ищите ту, что понравится вам и малышу – если есть возможность, можно прийти в книжный магазин вместе с ребенком, полистать книги и посмотреть, что ему понравится больше всего.
5. Пассивный запас ребенка гораздо богаче активного, поэтому продолжайте много разговаривать с ребенком даже когда он научился говорить. Используйте синонимы, сравнения, метафоры, цитаты из просмотренных вместе мультфильмов или просмотренных книг, строчки песен – научите ребенка любить язык, экспериментировать с ним, и тогда чтение станет для него естественной потребностью, а не будет восприниматься, как обязанность, которой нельзя избежать.
6. Когда ребенок уже научился говорить, можно начать играть с языком – придумывать слова-рифмы, или подбирать слова, начинающиеся на одинаковый звук или слог – это прекрасная тренировка перед обучением чтению.
7. Из личного опыта: иногда я читаю вслух «взрослые» книги – лучше, конечно представлять, что и о чем вы будете читать заранее. Мы, например, читали Машу Трауб «О чем говорят младенцы». Смеялись очень много. Это первый шаг к пониманию, что книги могут быть интересны и без картинок. Ну и всегда хочется быть как мама с папой – мама с папой с книгами в руках – великий стимул для ребенка взять книгу в руки.

© dlyamam

Создать бесплатный сайт с uCoz