Психология раннего возраста 

Уже в раннем возрасте, примерно от одного до трех лет, малыш продолжает инициативно узнавать окружающий мир, овладевая способами обращения с разнообразными предметами. Он следит за тем, что делают родители, а старшие в свою очередь учат его, как пить из кружки, правильно держать ложку и карандаш, копать песок.
Порой взрослые не учат малыша играть в различные игры и удивляются, почему у него столько много игрушек, а он с ними не играет. Однако это совсем не означает, что он этого не хочет. Он просто-напросто не понимает, для чего нужны игрушки, и как с ними можно играть. Совместная игра с малышом – немаловажный момент, поскольку мышление ребенка развивается именно в процессе практической деятельности.
Игра маленьких детишек – это простые действия, манипуляции с различными предметами. Им по душе складывать игрушки один в другой, переставлять их с одного места на другое, стучать друг об друга. Но в конце раннего детства появляется игра с сюжетом – так называемая сюжетно-ролевая или режиссерская игра. В ней любой предмет наделяется игровым смыслом. И коробочки, которые малыш еще недавно с наслаждением просто переставлял с места на место, теперь превращаются в гудящие и рычащие голосом младенца автомобили. Пока такая игра возникает эпизодически, сюжеты ее совсем просты и продолжительность невелика. Но это – основа для последующего развития более сложных игр крохи.

Развитие речи малыша в раннем возрасте
Почти все психологи замечают, что ранний возраст чувствителен к усвоению речи. Это значит, что малыш осваивает речь в этом возрасте быстрее и эффективнее, чем в другом возрасте.
Автономная речь отличается от «взрослой» речи по смыслу и по звучанию, например: «велипед» – велосипед. Автономная речь возникла у детей в конце периода от 1 до 3 лет, понемногу заменяется нормальной речью. Но это случается только при условии полноценного общения малыша с взрослыми. Освоение речи может задерживаться, если близкие члены семьи общаются с крохой недостаточно или, напротив, отлично понимают его автономную речь и, ориентируясь на нее, выполняют все желания ребенка. Отмечается запоздалое зарождение речи у близнецов, которые общаются и понимают друг друга с помощью своей автономной речи.
Значительно увеличивается пассивный словарь ребенка, то есть количество слов, которые он понимает. В 2–3 года ребенок способен понимать короткие рассказы, касающиеся окружающих его предметов и явлений. Активная речь малыша также развивается очень напряженно: к 3 годам активный словарь составляет около 1500 слов. Кроха учится создавать предложения и фразы. В раннем возрасте, от 1,5 до 2 лет, младенец составляет совершенно простые предложения: «Киса мяу», «Дай пить». В возрасте 3 лет ребенок может произносить сложные фразы, включающие в себя практически все части речи. Он начинает энергично общаться не только с близкими людьми, но и с посторонними тоже.
Прежде всего, он проговаривает то обстоятельство, в котором находится в настоящее время, при всем при этом дети, как правило, не слушают друг друга, поэтому разговор между двумя детищами не получается. Нередко для того, чтобы узнать и разобраться, что делает тот или иной ребенок, кроха обращается к взрослому: «А почему Настя фломастером красит? А что она изображает?». Ответы старших ребенок слушает чутко и с охотой, поэтому, если малыш чем-то интересуется, спрашивает, обязательно постарайтесь ответить на все его вопросы.

Восприятие и память малыша в раннем возрасте
Все занятие малышей в раннем возрасте связано с тем, что он слышит, видит, ощущает в данное время, то есть с тем, что воспринимается им непосредственно. Если ребенок не видит предмет, то этот предмет просто «не существует».
Память у детей раннего возраста включена в процесс восприятия. Эта связь выражается в том, что память по большей части представлена в форме узнавания, т. е. младенец вспоминает человека или предмет, когда непосредственно видит его. Хотя малыш может вспоминать что-то изведанное раньше или услышанное, это совершается само по себе, нечаянно.
Так как ребенок ограничен наглядной ситуацией, у него нет творческого воображения, и он не может выдумать что-то или соврать. Умение сочинять, придумывать то, чего нет на самом деле, по большей части возникает только к 3 годам.

Эмоциональное развитие малыша в раннем возрасте
Обычно поведение малыша очень ярко эмоционально выражено. Когда малыш видит необычную, красочную игрушку (или какую-либо другую вещь), это активизирует у него эмоциональную реакцию и желание обрести эту игрушку. В случае, если понравившаяся игрушка недоступна для ребенка, то он может начать орать, требовать, закатить истерику.
Нередко встречаются случаи, когда многие реагируют на поведение своих чад ненормально: орут на них, тащат за руку как можно дальше от интересной игрушки, часто сопровождая свои действия шлепками. Но взрослые забывают о том, что ребенка раннего возраста легко оторвать, спокойно переключив его заинтересованность на что-либо другое не менее увлекательное, и тогда первое желание крохи в один миг меняется другим.
Если малыш вырастает в доброй и близкой атмосфере, в семье присутствует дух любви, если ему уделяется внимание со стороны взрослых, и при этом родители определяют отчетливые ограничения и правила поведения для своего малыша, то такие истерики и раздражения нечасты или вообще отсутствуют, ребенок спокойно мириться с запретом.
Общение ребенка с иными ребятами в раннем возрасте только начинает складываться. Дети, которые посещают в этом возрасте дошкольное учреждение, проводят большую часть времени с ровесниками, но так или иначе они в любом случае продолжают бороться из-за игрушек. Прежде всего, это происходит из-за того, что ребенок раннего возраста не умеет учитывать желания другого, и пока что не умеет сопереживать другому ребенку.
Зачастую, когда ребенок отнимает игрушки у чужих детей, родителям бывает совестно за него, и поэтому они начинают ругать малыша. Однако, стоит подчеркнуть, что такая реакция не приведет только к обидам или слезам малыша. Будет лучше, если без эмоций объяснить крохе, почему тот не желает отдавать свои игрушки, предложить поменяться игрушками или привлечь малыша к интересной для него занятии.

© dlyamam

Создать бесплатный сайт с uCoz