Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет 

Найти потерянную игрушку
Интереснейшей особенностью этого возраста является представление ребенка о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку, которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется эта способность? 
Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не пытается искать ее. Попробуйте такой эксперимент. 
Дайте ему посмотреть, как вы кладете игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка. 
Сосредоточенное выражение его лица показывает, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, ребенок сдернет пеленку и необычайно обрадуется, что не ошибся. 
Повторите этот опыт несколько раз, причем всегда кладите игрушку под одну и ту же пеленку, а потом на глазах у малыша спрячьте игрушку под другой. И, хотя он все прекрасно видел, все же какое-то время малыш будет искать игрушку на прежнем месте. 
Происходит так потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, между 12 и 16 месяцами, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Прятки
Способность ребенка запоминать место, где он только что видел вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых любимых. 
Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя, выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движениям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана.
Усложните игру
Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмотрите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызывающий в его памяти ваш образ. Почаще напоминайте о себе, чтобы сохранить интерес ребенка к поиску.

Помогите ребенку различать цвета
Включитесь в его игру с разноцветными кубиками, кольцами и, выстраивая вместе с ним башню или пирамиду, называйте цвета, просите малыша подать кубик того или иного цвета.
Вначале ребенок запомнит контрастные цвета: красный и зеленый, желтый и черный. Затем можно переходить к более близким по окрасу: желтый и оранжевый, фиолетовый и черный, зеленый и синий.
Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.

Игры ребенка в 1,5 года начинают приобретать отобразительный характер. Дети, если им показать, строят из кубиков домик, забор, поезд.
К концу второго года малышам можно разрешать игры с песком и учить их при этом наполнять водой чашечки и ведерко, готовить из песка куличики, пирожки и т. п. 
Становятся разнообразнее игры с сюжетными игрушками. Кукол дети теперь не только качают, но и укладывают спать в кроватку, возят в колясочке, кормят. Игрушки-животные начинают уже рычать или мяукать, а при нехватке звуковых характеристик говорить словами. 
В этом возрастном периоде дети особенно любят крупные игрушки. Однако для развития движений пальцев целесообразно давать ребенку для игры и мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки.
Огромную пользу в этом возрасте приносят систематические занятия с детьми. У детей, с которыми ежедневно кто-то занимается, быстрее и полнее развиваются не только подражательные действия, но и речь. Однако систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек и большое количество взрослых, «воспитывающих» одного малыша, приводят к перегрузке и задержке развития его речи.
Отмечается дальнейшее развитие способности обобщать. Малыш может показать все круглые предметы (мячи, тиры и т. п.), кровать свою и взрослых.
Гуляя с ребенком этого возраста на улице, целесообразно дать ему палочку и показать, как можно ею чертить на песке или снегу различные линии. С карандашом и бумагой в комнате его рука еще не справится, а на улице с палочкой это возможно.
К концу второго года жизни ребенка следует знакомить с названием предметов и их назначением, учить ими действовать. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, немного подождать, пока взрослый занят другим делом, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, место своей одежды, полотенца, горшка, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте», «до свидания», выполнять простые поручения. 
В течение второго года жизни четко осознается свой пол. Дифференцируются поведенческие реакции у мальчиков и девочек. У них уже разное отношение к одежде, к играм.

Предлагаем несколько простых игр, способствующих развитию органов чувств.

"Справа" и "слева"
Понятия "правый" и "левый" относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Необходимо, чтобы малыш постиг их как можно раньше. Ребенок, не умеющий различать их, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом; будет плохо ориентироваться в пространстве.
Уже с полутора лет, собираясь с малышом на прогулку, приучайте его к понятиям "правый" и "левый".

— Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку! — сжимаете правую руку.

— А теперь дай левую! — ее не сжимаете. Так много раз. То же с обувью.

С трех лет, занимаясь зарядкой, заставляйте, в такт движениям, повторять стишок:
Аист, аист длинноногий, 
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Когда эти движения будут выполняться осознанно, вы можете усложнить игру по своему усмотрению. Может помочь и ритмичная музыка.

Полноценное видение
Научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание такие упражнения.
Положите на стол 5 различных предметов (книгу, куклу, кубик и т. д.), попросите малыша на них внимательно посмотреть, запомнить и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Вернувшись, ребенок должен сказать, что изменилось на столе, точнее, какой предмет появился.
Оставьте в комнате предмет, место которому в ванной или на кухне (кастрюля, зубная щетка, терка для овощей и др.). Ребенок должен обнаружить и исправить вашу "оплошность".
Нарисуйте лицо человека или морду зверя, на которой не хватает какой-то детали. Ребенок должен определить и дорисовать, если умеет, или вам поручить. Постепенно усложняйте задание, переходя от недорисованного глаза до "забытых" ресниц.
Предложите ребенку (после трех лет) посмотреть на предмет, а потом описать его. Пусть это будет кресло в комнате или лист дерева (он зеленый, края кружевные, сверху гладкий, внизу шероховатый). Покажите в парке, в саду, как определить направление ветра.

Цвета и оттенки
В полтора года ребенок с вашей помощью освоил основные цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать восемь цветов. В правильном применении цвета помогают книжки-раскраски.
С освоением оттенков — сложнее. Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков. Возьмите четыре белых листа бумаги. На первый положите голубой целлофановый лист, на второй — два голубых и т. д. Получится четыре голубых оттенка: от бледно-голубого до темно-голубого. Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и два красные, голубая и три красные и т. д.
Такие занятия развивают художественный вкус и стремление к творчеству.

Солнышко и дождик 
Игра для малышей 2–3 лет. Она учит детей обозначать один предмет с помощью другого. Так, стул или стол будет в этой игре домиком, в который надо спрятаться. Можно использовать в качестве домика круг, очерченный мелом, или угол комнаты. 
Водящий говорит: «На небе солнышко, можно идти гулять». Игроки прыгают, бегают, танцуют. При словах водящего: «Дождик начинается, скорей домой!» – дети должны разбежаться по своим домикам. Водящий хвалит тех, кто это сделал быстрее и более ловко. 

Уточка
Взрослый в этой игре принимает роль уточки, а дети – утят, которые ходят за уточкой хвостиком. Уточка зовет утят скороговоркой:

Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утенок (или несколько утят) выстраиваются друг за другом вслед за уточкой и ходят за ней по комнате, преодолевая различные препятствия – проползая под стулья, перелезая через диван и т.д. При этом можно предложить детишкам для большей достоверности подражать кряканью утят.

Гуси летят
Взрослый в этой игре водящий. Он называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «гуси летят» и т. д. Дети после этих слов должны поднять руки и помахать «крыльями», если названная птица действительно летает. 
Но когда водящий говорит, например, «щуки летят», игроки стоят, не поднимая рук. Тот, кто ошибается, отдает водящему фант (принадлежащую ему вещь), а потом по требованию водящего выполняет какое-либо задание. В этой игре водящий называет только тех животных и птиц, которые известны детям, то есть задания должны соответствовать возрасту малышей.

Платочек
Игра на ловкость и внимание. Рекомендуется для двух и более участников. Играющие становятся в круг и водят хоровод (можно под музыку). По окончании музыки или просто в какой-то момент водящий подбрасывает вверх носовой платок. Задача других игроков – поймать его. Кто первым поймает платок, тот и выиграл!

Прятки
Можно поиграть в прятки, если в квартире для этого достаточно места. Дети обожают прятаться, и эта игра быстро развеселит капризничающего малыша. Правила игры всем известны, я не буду их повторять, замечу только, что не надо стараться прятаться так, чтобы ребенок вас не смог найти, и находить его очень быстро тоже не стоит. Поищите его, заинтригуйте, потом, найдя, сделайте очень удивленный вид, дескать, как же ты ухитрился так спрятаться, я тебя еле-еле нашла (нашел)!

Чепена
Веселая игра, напоминающая известную коллективную игру «Если весело живется, делай так…». Играющие становятся в круг, водящий – посередине. Если вы играете вдвоем с малышом, встаньте друг против друга. Вы будете чепеной – руководителем игры. Ребенок должен повторять все ваши слова и движения. А слова такие:

Левой ногой, чепена,
Гой, гой, чепена.

(Играющие повторяют слова и подпрыгивают на левой ноге.)

Правой ногой, чепена,
Гой, гой, чепена.

(Все то же самое, только подпрыгивают на правой ноге.)

Пойдем вперед, чепена,
Гой, гой, чепена.

(Дети повторяют то же.)

Пойдем назад, чепена,
Гой, гой, чепена.

(Играющие повторяют.)

Движения можно придумывать до бесконечности. Завершить все можно танцем:

Давай спляшем, чепена,
Гой, гой чепена.

Суша и вода
Игра на реакцию. Руководит игрой ведущий. Им можете быть и вы, и ваш малыш. Можно привлечь к участию в игре и других членов семьи, например бабушку или братишку (сестренку) малыша.
При слове ведущего «суша» игрок или игроки прыгают вперед, при слове «вода» – назад.
По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, если это не всем нравится, а поднимать руки, приседать, что-нибудь говорить. Слова ведущего также можно менять: «берег-река», «море-земля» и т. д.

Молчанка
Перед началом игры участники произносят какую-либо считалку, например:
Катилось яблоко по огороду
И упало прямо в воду…
Буль!
После этого все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить игроков разными движениями, словами, мимикой. Кто засмеется – тот проиграл. Он отдает ведущему фант, а потом выполняет какое-либо задание.

© dlyamam

Создать бесплатный сайт с uCoz